Казак – это воин за Отечество и Веру

Казак без веры – не казак!

На протяжении столетий казачество держалось Православного христианства как прочной и необходимой основы своего бытия. Духовная жизнь была в глазах казака безусловной ценностью и поэтому традиционные казачьи общества отличались веротерпимостью. И в походах, и в обширном своём расселении казаки умели уживаться с людьми разных исповеданий более того, они и в собственную среду допускали мусульман, буддистов и людей других конфессий, но с обязательным крещением в Православие.

Среди донских и терских казаков сохранилось предание о том, как их предки были крещены на сто с лишним лет раньше Руси. Рассказывают, что просветитель славян Св. Кирилл Философ, прибывший из Константинополя в Крым (было это в 862 г.), встретил там хазар, которые гнали с собой невольников неизвестного ему племени. Эти люди рассказали Кириллу, что они -последние в своём народе, кто ещё не крещён; что их соплеменники крестились ещё 500 лет тому назад и что в плен они попали на пути в г. Танаис (- Азов), где намеревались тоже креститься в храме, основанном Св. Андреем Первозванным. Кирилл тут же выкупил пленников и окрестил их. В память об этом донцы ежегодно в день Свв. Кирилла и Мефодия, 11/24 мая, собирались в древний храм Азова - и даже турки, владевшие этим городом до 1736 г., всегда беспрепятственно пропускали их на праздник.

Чудотворная икона Донской Божьей Матери, согласно преданию, была принесена московскому князю Дмитрию Ивановичу - казаками донских городков Сиротина и Гребнёва: вступившими в его рать накануне Куликовской битвы.

Исторический характер казака составляют черты своего рода христианского рыцаря - прирождённого воина, облагороженного духовностью. Он явственно служил Церкви своим оружием - одним казакам позволялось входить в храм при шашке, а на Кавказе был ещё обычай при чтении Евангелия чуть обнажать клинок: «чтобы сталь слушала».

Степная удаль казака уравновешивалась безотчётным следованием основным монашеским правилам: нестяжания - добытое богатство считалось доблестью «прогулять», т. е. картинно раздать всем встречным людям; целомудрия - ранние казаки, в частности запорожцы, жили холостяками - и послушания – избранного казачьим кругом атамана слушались уже беспрекословно, а в домашних делах вообще уступали первенство старшей в семье женщине. Казак, доживший до преклонного возраста, в старину обычно и принимал монашество – а лет сто назад, «отслужив вчистую»: по достижении 61 года – он просто целиком отдавал себя церковному и общественному служению. Например, в дни войны в казачьих храмах двери не запирались круглые сутки: там старики, сменяясь, творили непрестанные молитвы об ушедших на фронт одностаничниках. (И недаром в пору расказачивания эти ветераны: наряду с выборными членами местных правлений, станичными священниками и учителями – большей частью попадали в заложники и под расстрел: к 1926 г. практически не осталось казаков старше 50 лет).

А иным выпадала на долю не столь почтенная старость. В нач. ХХ в. в некоторых станицах на Кубани каждое воскресенье можно было видеть стариков, покорно ложившихся у входа в храм – чтобы весь народ переступал через них. Это были охряны: казаки, побывавшие в турецком плену и отрекшиеся там от Православия. В церковь они уже не допускались, но за такое: до конца своих дней – покаяние их могли хотя бы похоронить на станичном кладбище.

Родная церковь являлась для казака средоточием родины. Ведь собственно, станица - это не населённый пункт, а казачья община: перелётная стая. Казаки вообще были легки на подъём - однако станичный храм в случае переселения они разбирали и перевозили на новое место: до последнего гвоздя. Известно о деревянной церкви, принесённой с Кубани на о. Сахалин – а местные прихожане утверждали, что впервые она была поставлена на берегу Днепра, в XIV в.

Возвращение из боевого похода старались отметить щедрыми церковными вкладами. Говорят, будто в 1812 г. донские казаки, прощаясь с войсковой столицей Новочеркасском, пообещали построить там каменный собор. Однако придя с победой из Парижа, они: вероятно, по забывчивости - возвели только деревянную церковь, – которая и сгорела от молнии сразу же после освящения. Пришлось заново взяться за труд – и немалый: только к 1904 г. в Новочеркасске достроили войсковой собор во имя Воскресения Господнего. Он - не только каменный, но и поныне - третий по величине в России, после московского храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Святейший Патриарх Кирилл о казачестве:

Относительно того, что есть казак, сегодня ведутся разного рода дискуссии, которые нередко уводят сознание людей в сторону. По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни. Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые, в конце концов, изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности.

Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество.

Что же это за особенность казачьего сословия? Если нет идеологии, то что? Основой казачества всегда были Православная вера и любовь к Отечеству. Никаких "-измов", никаких искусственных философий, никаких искусственных идеологий! Этих двух основополагающих ценностей хватило для того, чтобы объединить тысячи и тысячи людей вокруг самого главного дела, какое только может быть, — защиты веры и Отечества. Это и есть основополагающее определение того, что есть казак — служивый человек, преданный вере, Церкви и Отечеству своему.

И для того чтобы казачество состоялось в полном смысле этого слова, я хотел бы сказать, может быть, о самом главном: не может быть неправославных казаков. А что такое Православие? Многим казакам, как и многим другим нашим соотечественникам, которые вышли из советской действительности, очень трудно воцерковиться, войти в церковную жизнь. Умом, да и сердцем вроде как верят, где-то в тиши своей комнаты могут перекреститься, и детей крестят, и даже венчаются, — а жить церковной жизнью не получается.

Не могу сказать, что сегодня казаки — это люди в основном воцерковленные, живущие жизнью Церкви так, как жили этой жизнью ваши благочестивые предки. Поэтому воцерковление казачества является задачей, от решения которой и зависит, останутся казаки или нет. Еще раз хочу сказать, что без веры и без Церкви казачества не бывает.

 

Небесным покровителем станичного казачьего общества Серпуховского района является Великий князь Дмитрий Донской. Полная информация доступна по ссылке ниже.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ О ДМИТРИИ ДОНСКОМ

Анонсы / Планы

Все анонсы...
Поздравляем! Станичное казачье общество Серпуховского района поздравляет с Днем Рождения Бычкова Алексея Алексеевича 21.07.1960 года рождения. Желает ему счастья, крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Читать далее...